Первого сентября начался первый российский учебный год для школьников на освобожденных территориях Украины. В ходе подготовки к 1 сентября пришлось решать немало проблем, связанных с инфраструктурой, сугубо техническими аспектами, безопасностью ребят в условиях идущих рядом боевых действий. Но есть и еще более важные вопросы и задачи. Нам предстоит бороться за восстановление и укрепление у десятков тысяч ребят русской идентичности, бороться сколь упорно, столь и ювелирно, и чем старше класс, тем кропотливее будет работа.
«Все дети будут обучаться по российским учебникам, в соответствии с учебными планами, специально подготовленными для этих территорий. У программы есть несколько особенностей, одна из которых – это увеличение часов для русского языка и истории», — приводит портал «Взгляд» слова Ларисы Балиной, руководителя Центра по интеграции новых территорий в российское образовательное пространство. Это очень важно и правильно. Без осознания ребятами корней их русскости и многовекового величия этой русскости национальную идентичность не воспитаешь. Но одновременно нужно вкладывать в их души и головы сегодняшний день этой русскости.
«Школьники даже не знали, что существует Крымский мост. Они считали, что это фейк. Они вообще даже не знали, что Украина и Россия входили в состав одного государства – Советского Союза. Они просто этого не знают. Им так все преподавали…И не только дети, даже взрослые, многие, судя по всему, не знают, что у Украины не было никогда своей государственности до образования Советского Союза. Не было такой государственности. После революции 1917 года там всякие квазигосударственные образования создавались. А потом, при формировании Советского Союза возникла и Украина. Никто этого же там не знает», — сказал в этот же день, 1-го сентября, президент. Это не преувеличение. Это реальная картина антропологической катастрофы в новых наших регионах. И с этой картины теперь предстоит соскабливать краски, нанося на очищенный холст кардинально новое. Хотя можно сказать и по-другому – соскоблив украинские нелепицы, мы обнаружим под ними русские образы, которые, конечно, все равно освежить и отреставрировать.
Поэтому такие жаркие споры вызывает тема преподавания на освобожденных территориях украинского языка, а также охвата, обязательности и вообще параметров этого преподавания. «Украинский язык остается как родной. Никто не запрещает украинский язык… Школьники, которые хотят изучать украинский язык, есть соответствующие количество часов», — сказал еще в июле министр просвещения РФ Сергей Кравцов. «Сохраняется право школьников изучать украинский как родной…На освобожденных территориях украинский язык как предмет переходит в формат изучения родного языка – так, например, в некоторых наших школах изучается татарский. Педагоги, которые будут преподавать там украинский, где это наиболее актуально – в Запорожской, Херсонской, Харьковской областях – прошли курсы повышения квалификации. Их погрузили в особенности преподавания предмета, дали методический материал», — развила тему уже упомянутая Лариса Балина.
Язык – не просто средство бытового общения. Это одна из основ существования, мышления и, разумеется, все той же идентичности. А в случае с Украиной – символ дерусификации последних сто и особенно последних тридцати, а совсем уж особенно восьми лет. Поэтому вопрос о коте и кiте – далеко не праздный и не бытовой.
Но, на самом деле, никак не менее важно, что происходит в школах по эту сторону «границы до СВО», где проблем с русским языком нет (хотя в «нацреспубликах» очень даже есть). Здесь ведь нам в не меньшей степени нужно бороться за детей, чтобы они выросли достойными сынами и дочерями своей страны, а не носителями мировоззрениями, выраженного в первый день СВО одним актеришкой: «Мне Apple Pay важнее вас, [непристойная версия слова «чудак»], орущих про восемь лет». Школьные исполнения гимна и поднятия флагов – шаг вполне правильный (а истеричные визги «наших» «либералов» вдвойне доказывают его правильность). А видя, как большинство наших верхов упорно не хотят признавать, что жить по-старому не получится, а хотят жить по-старому, работа предстоит невероятно сложная, тяжелая, исполинская. И борьба за школьников Москвы, Казани и Херсона – важнейшая часть, но именно часть этой работы в целом.
Автор: Станислав Смагин