17 июля 2022, 16:06

История с транзитом российских товаров через Литву еще не окончена — Алексей Стефанов

История с транзитом российских товаров через Литву еще не окончена — Алексей Стефанов

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов сообщил, что Еврокомиссия сняла более 80 процентов ограничений по транзиту в Калининград. Теперь Россия может перевозить товары в Калининградскую область, используя железную дорогу, но эти меры не распространяются на автомобильное сообщение.

В свою очередь, официальный Вильнюс в лице премьер-министра страны Ингриды Шимониты объяснил, что Литва будет досматривать грузы, которые будут проходить через ее территорию в Калининград. Она объяснила, что этого требуют пояснения ЕК, чтобы убедиться, что направляемые российские грузы в самом деле предназначены для нужд жителей Калининградской области. Ситуацию с обострением взаимоотношением между Россией и Литвой на фоне транзита товаров в Калининград в беседе с «Политемой» обсудил корреспондент агентства Sputnik Алексей Стефанов.

«Я бы все-таки не сказал, что ситуация с Калининградом, а если быть точнее с Литвой, которая устроила весь этот бардак, полностью разрешилась. Все выглядит так, будто Литва испугалась, причем даже не понятно кого именно. Выглядело это так, что изначально все ограничения принимались сообща. Литва просто выступала рупором и провозглашала полный запрет провоза санкционных товаров. Фактически она лишала Калининград возможности жить нормальной жизнью. На тот момент оставался шанс доставлять грузы только судами. Соответственно самолеты, вертолеты делали крюк, и все это было значительно дороже и сложнее.

Литва находятся с Украиной в очень похожей ситуации. Литва считала, что она очень смелая, потому что за спиной стоят Вашингтон и Брюссель. Ее конечно же поддерживают старшие товарищи, даже скорее ее владельцы и хозяева, но получилось как-то наоборот. Брюссель тупо испугался угроз со стороны Москвы. История с турбиной Siemens, а также приостановкой газовых потоков в Германию и другие западноевропейские страны их напугала. Мы просто не знаем, чем именно угрожала Россия Литве и в принципе Евросоюзу, чтобы они решили так поступить. Я допускаю, что возможно какие-то наши сигналы дошли до адресатов, где мы объяснили, что именно им будет за эти уже не мелкие, а довольно серьезные пакости.

Из Брюсселя литовцам оперативно подсказали, чтобы они «включили заднюю скорость». То, как они красиво прошлись по своим же согражданам, тоже показывает, что видимо мнения в самой Литве разделились. Были литовцы, которые хотели стоять до конца и не слушать Вашингтон. В этом случае испугался только Брюссель. Все-таки здравый смысл видимо перевесил. В Литве еще видимо остаются политики, которые боятся или очень сильно слушаются Брюссель и Еврокомиссию. Вот у них есть понимание, что они не могут самостоятельно провоцировать такого большого соседа».

Среди граждан Прибалтики распространяются обратные нарративы. Национальные СМИ нагнетают обстановку, пытаясь выставить Россию агрессором, отмечает спикер.

«Если брать всю ту же Латвию и Литву, то сколько я разговаривал с людьми, все они были уверены, что агрессия будет со стороны России. Речь идет не о какой-то экономической блокаде — там боялись реального военного конфликта. Воевать в Прибалтике никто не хочет: все эти бравады, бряцанье оружием, совместные учения – это показуха. В реальности, сколько там населения? В Латвии меньше двух миллионов, в Литве меньше трех миллионов, плюс в Эстонии где-то миллион. Даже если собрать все три страны, то НАТО не будет за них воевать. Тем более, в том случае, когда Литва явно сама провоцирует конфликт. Она сама устроила весь этот бардак.

Я не считаю, что конфликт до конца исчерпан еще и потому, что запрещено провозить по земле грузы, а транзит разрешен только по железной дороге. Это все-таки маловато, и до конца тоже непонятно. Если я правильно понимаю, процентов на 80 вопрос решается, но как они будут контролировать количество и качество грузов. Как это будет происходить? Насколько будет адекватно или наоборот унизительно? Это же литовцы! Они же продолжат провоцировать. Как это будет? Пломбы вешать на вагоны или перепроверять? Это тоже еще вопрос, который предстоит нам увидеть. Со стороны России нужно добиваться возможности доставлять груз и по автомобильным дорогам. С моей точки зрения, окончательные выводы делать рано. Видимо мы скоро увидим и узнаем продолжение истории.

В любом случае страны Прибалтики продолжат пакостить. Они смотрят на то, как происходит специальная военная операция России, и от результата будет сильно зависеть, как они будут вести себя дальше. Будут ли еще какие-то провокации? Будут ли еще какие-то аресты, задержания и судилища? Много жителей Латвии, Литвы, Эстонии находятся сейчас под следствием. Много из них находятся в предварительном заключении. Пока идет специальная военная операция трудно сказать, что еще могут выкинуть наши прибалтийские условные партнеры».

Фото: istockphoto.com