25 мая 2021, 10:12

Инцидент в таганрогской школе должен заставить пересмотреть вопрос воспитания детей: мнение Платона Беседина

Скандал в таганрогской школе, где третьеклассник в ходе урока позволил себе обругать учительницу и даже пригрозил ей расправой, получил больший резонанс после того, как мать школьника озвучила свою реакцию на произошедшее.

Напомним, на минувшей неделе в школе №8 Таганрога произошел инцидент, где ученик третьего класса снял видео для ТикТок, где запечатлел своего одноклассника, который при всем классе угрожал расправой учительнице и нецензурно выражался. Родительница уверена, что в этой ситуации виновата сама учительница. Она считает, что за три года преподавания та не смогла завоевать доверия и авторитета у учеников. Кроме того, мать школьника заявила, что ее сын воспитывается в полной и благополучной семье.

Ситуация осложняется еще и тем, что она случилась на фоне инцидентов с расстрелом детей в Казани и нападением школьник на пожилую учительницу физики в Березняках. Общественность очень активно обсуждает истинные причины этих инцидентов в попытке найти виновных. Свое мнение относительно произошедшего в Таганроге, а также системы современного образования и воспитания в беседе с «Политемой» высказал писатель Платон Беседин.

«Всё это в целом вещи одного порядка. Если рассматривать этот инцидент не в контексте, что просто обматерил учительницу третьеклассник, а в контексте именно Казани, массового расстрела, Керчи, того, что произошло в Пермском крае, Березняки, где ученик десятиклассник пытался зарезать семидесятичетырехлетнюю учительницу — это звенья одной цепи. Казалось бы, там массовые убийства, здесь просто обматерил, но на самом-то деле мы понимаем, что зло имеет привычку разрастаться. Поэтому это вещи одного порядка. Я не говорю, что из этого третьеклассника вырастет массовый убийца, может и нет, но и такое не исключено.

Касательно того, кто виноват и что делать. Тут целый комплекс причин, я не смогу коротко уложиться, но, мне кажется, что главная проблема — это то, что у нас в принципе согласно Конституции, идеология отсутствует, она не рекомендована. Но это как бы де-юре, а де-факто у нас действуют либерально-рыночная идеология, которая то, что Ницше называл «Падающего — толкни». В современном прочтении «Падающего — толкни и добей». То есть если коротко формулировать не «ты и я», а «ты или я» — взаимоисключающие вещи. По факту детей учат выживать самому любой ценой. Как в том финале GTA 5: «Ты усвоил урок, дружок? Главное выжить любой ценой». Далее, конечно же, современный человек воспринимает жизнь сквозь камеру, и он по факту не живет реальной жизнью, а он подключен к такой себе матрице. Как в фильме Кроненберга «Видеодром» это матрица насилия.

Другой момент — это отсутствие воспитания человека. То есть я не говорю, что раньше было лучше, но всё равно на детей кто-то влиял: детский воспитатель или ещё кто-то, а сейчас ребёнок предоставлен сам себе и он остаётся один на один с этой жуткой матрицей. Смотрите что произошло: государство особо об этой проблеме не думает, школы превращены в систему, предоставляющую услуги, то есть у нас образование — это услуга и это очень порочная логика. Когда образование — это услуга, то учителей сделали, грубо говоря, официантами, которые предоставляют какой-то продукт ученикам. У нас всё для учеников, ты попробуй его бедного несчастного оскорби, он же вой поднимет.

При этом еще есть и современная картина жизни — какие она подсовывает нам авторитеты? Вы посмотрите кто на экране. На экране фрики, эскортницы, непонятно кто. Матерящиеся существа, откровенные уроды. Подросток смотрит и думает: «О, если они уроды там на экране, то почему бы мне не быть уродом? Может и я стану известным». Это же детский мозг, он очень простой. Тут мы подходим к огромной проблеме отсутствия авторитетов. То есть у современных детей авторитетов нет. Кто-то может сказать, что для них авторитет — это Моргенштерн, но нет. Моргенштерн как раз-таки берёт тем, что он такой же как они. Все современные герои Дудь, Моргенштерн и т.д. они говорят: «Мы такие же как ты, мы такие же крутые». Нет авторитетов.

Если раньше следовали выражению Ньютона «стоя на плечах гигантов», то сейчас они не стоят на плечах гигантов — они «свои пацаны». Это приводит к тому, что учитель для них изначально не авторитет, он же нищий, чего им восторгаться. А дальше происходит страшное. Они приходят домой, и родители очень часто их в этом поддерживают, говорят: «Да, это же учитель, лошара» и он приходит с этим знанием в школу.

Соответственно из того, кто виноват, вытекает что делать. Во-первых, из самого простого – пытаться повысить учительский авторитет любой ценой: снимать фильмы, сериалы, как-то давать понять, повышение окладов тоже не помешает. Учителя нужно заставлять не выживать, а просто платить достойную зарплату и тогда всё будет нормально. У нас учителя, как Медведев сказал, это профессия, призвание, за бабками идите в бизнес. Да, конечно, идите в бизнес, но чтоб это было призванием, нужно чтобы это призвание хвалить, воспевать и т.д. Следующее — это система педагогики. Должны быть квалифицированные психологи в школах, педагог должен обладать авторитетом и получать нормальную зарплату. Во-вторых, сложно сказать, что нужно менять идеологию на телевидении, ну кто будет этим заниматься? Но в целом, конечно, нужно показывать и пропагандировать подлинных героев на экранах, это тоже важно. В-третьих, банально заниматься социальными сетями. Понятно, что никто не остановит этот кошмар, но хотя бы стараться управлять тем контентом, который там появляется и даже не методом запрещения, а методом создания альтернатив. То есть какие-то воспитательные программы, фильмы, мультики, а у нас бардак полный.

Ну и, конечно, жесткие меры. Хватит церемониться с этим «онижедети». Если такой ублюдок, как в Пермском крае, пойдёт на учительницу с ножом, то всё, пожизненное заключение. Этого третьеклассника просто выгнать из школы с позором, написать ему характеристику, чтобы его ни в одно заведение не взяли и всё. Тогда они будут думать. Пусть несут ответственность. Они же уже достаточно взрослые, чтобы курить, употреблять соли и материться, значит они достаточно взрослые, чтобы нести ответственность. И да, ответственность уголовную нужно снижать безусловно — это 100%».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru