Георгий Бовт — о перспективах появления мегаполисов в Сибири

Президент России Владимир Путин после поездки на Дальний Восток для участия в Восточном экономическом форуме (ВЭФ) на несколько дней уехал в сибирскую тайгу, где отдыхал с министром обороны Сергеем Шойгу. Глава Минобороны имел возможность обсудить с президентом идею о новых городах в Сибири, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Комментируя предложение Шойгу о строительстве новых городов в Сибири, Песков сообщил, что «подобные программы развития формулируются сначала рамочно, концептуально, а потом тщательно прорабатываются, это огромная, титаническая работа». Он отметил, что у министра могла быть возможность обсудить с лидером страны эту тему во время отдыха.

Беседы о создании новых мегаполисов в Сибири уже продолжаются достаточное время, но для их реализации должны существовать специфические условия. Такое мнение в беседе с «Политемой» высказал политолог Георгий Бовт.

«Города появляются там и тогда, когда для этого появляются экономические условия. В мире есть всего несколько примеров, когда города были построены с нуля и эти решения были продиктованы в основном политическими причинами. Такими городами были, например, Астана, построенная в качестве столицы Казахстана (сейчас переименована в Нур-Султан) — для того, чтобы сбалансировать интересы разных сопернических планов, а также Бразилиа – столица Бразилии, которая была построена для того, чтобы уйти из трущоб и построить город с нуля.

Во всех остальных случаях города появлялись там, где было пересечение торговых путей и когда возникало то или иное промышленное производство и т. д. Сейчас таких условий, чтобы строить в чистом месте города, в Сибири нет. И даже БАМ, построенный в советское время, не привел к тому, чтобы возникли какие-то сногсшибательные точки роста и туда потянулись люди. За постсоветские годы из Сибири и Дальнего Востока уехала пятая часть населения. Это примерно 20 тыс. человек в год из Дальнего Востока и около 300 тыс. человек в год из Сибири вместе с Дальним Востоком. Люди уезжают, потому что там нет работы, там слабая социальная жизнь, слабо развито ЖКХ и т.д.

В истории нашей страны было всего 2 стратегических метода, когда осваивалась Сибирь. Первый метод — когда её пошли осваивать казаки. Они бежали от крепостного права к свободе, к свободе предпринимательства, в том числе для расширения возможностей такого предпринимательства. А столыпинская реформа стала продолжением этой тенденции, когда крестьян из разрушаемой Столыпиным общины, давая государственную помощь, отправляли в Сибирь для освоения новых пространств земель.

Затем был сталинский вариант – это вариант гулаговский, когда людей посылали на каторгу, чтобы они там строили города и производства. В годы войны это сопровождалось еще эвакуацией промышленностей из опасных зон западной части страны. Однако, когда экономические реалии стали ближе к рынку, многие из этих городов стали загибаться. Яркий пример – это Норильск, откуда люди уезжают. Там есть дорогостоящая программа, но когда их переселяют в другие южные районы, то есть они в Норильске в таком количестве просто не нужны.

Поэтому единственный рациональный смысл озвученной инициативы – это освоить миллионы и триллионы государственных бюджетных денег, которые будут использованы соответствующими строительными компаниями, будут созданы рабочие места, но вопрос о том, что будут делать люди, которые поедут туда строить города, он остается открытым. В Китае было построено несколько десятков городов с нуля, некоторые из которых до сих пор стоят пустыми. Даже в Китае сил Компартии не хватает для того, чтобы принудить людей и туда их заселить».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru
Exit mobile version