Еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон заявил, что ближайшие одну или две зимы Евросоюз должен быть готов провести без российского газа. Для этого Еврокомиссия начала работу, основанную на трех принципах: «замещение», «солидарность» и «умеренность».
Это заявление прозвучало на фоне масштабных забастовок жителей Германии, Нидерландов, Италии и других стран, а также политического кризиса, из-за которого покидают свои посты европейские лидеры. Насколько в действительности Европа сможет прожить ближайшую зиму без российского газа, а также то, как она сейчас входит в энергетический кризис в беседе с «Политемой» обсудил экономический эксперт и писатель Дмитрий Лекух.
«Озвучиваемые нарративы еврочиновников — это даже не столько популистские разговоры, сколько отработка повестки. Реальная картина надвигающейся катастрофы видна уже сейчас. То, что говорят о катастрофе и делают немецкие политики, включая канцлера Олафа Шольца и, особенно, глава Федерального сетевого агентства германского регулятора Йохен Хоманн, не означает, что они собираются с ней бороться — они просто готовят к этому население.
Последнее заявление Федерального сетевого агентства Германии Клауса Мюллера чего стоит! Он сказал, что не стоит беспокоиться о домохозяйствах, потому что их будут отрубать в последнюю очередь, сначала будет отрубаться промышленность, которая не выдержит и так далее. Это, действительно, правда.
На месте европейцев, я бы больше боялся сейчас массовой безработицы, массового падения экономики и других «милых мелочей жизни». Дома они может и свечками согреются, это не самое страшное на текущий момент времени. Самое страшное — это остановка экономики, которая без русского газа, к сожалению (или к счастью для нас), не переживет. Это уже старое заявление главы концерна BASF, который говорил, что без русского газа немецкая химия просуществует ровно три недели, а после этого – банкротство».
Уже сейчас из-за высоких цен, а не из-за недостатка газа, останавливается целлюлозная бумажная промышленность. Можно представить связь технологических цепочек, из-за которых испытают последствия мелкие и крупные фирмы, подрядчики, поставщики и так далее. Этого постапокалипсиса нужно бояться, считает эксперт.
«Об этом они сейчас говорят, но скорее говорят в приглушенных тонах для того, чтобы подготовить население к неприятным процессам, которые могут начаться этой осенью либо зимой. Они вообще работают какими-то ужасающе опережающими темпами и мне не очень понятно, куда они бегут.
Я очень хорошо помню, какой была европейская солидарность во время ковида, когда страны вступали в бой между собой из-за масок. Если кто-то думает, что на уровне энергетики будет по-другому, то он слишком хорошо думает о европейцах. Я боюсь, что именно таким образом с заокеанскими партнерами планировались социальные беспорядки, этнические беспорядки, потому что там масса беженцев, а для социального взрыва это подходящее топливо, поэтому, наверное, будет война всех против всех плюс социальные беспорядки.
Сейчас модно быть евразийцем, но я бы не хотел наступления такого сценария для них. Я хоть и российский патриот, но Европу мне жалко, впрочем, она сама виновата. Если люди стремятся к самоубийству, то помочь им нельзя. Они бежали впереди американских санкций, но кто ж тому виноват?».
Фото: Pixabay