В Республике Крым на выборах депутатов Госдумы 17-19 сентября, явка на которые составила 49,75% зарегистрированных в регионе избирателей (на уровне выборов в ГД в 2016-м), победила «Единая Россия» и её три кандидата-мажоритарщика. При этом, как показали итоги голосования, уровень поддержки местными жителями «ЕдРо» и конкурирующей с ней ЛДПР снизился, а вот другого оппонента единороссов — КПРФ — повысился. Почему так произошло — в комментарии руководителя крымского филиала Фонда развития гражданского общества Натальи Киселёвой для «Политемы».
Главной причиной, повлиявшей на сохранение явки в РК на уровне 2016 года, можно назвать возможность трёхдневного голосования, сказал эксперт. Поскольку, пояснила Киселёва, этот формат не только удобен для избирателя, как и дистанционное электронное голосование, но ещё позволяет партии власти максимально использовать мобилизационные ресурсы.
«Как отметил руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин, один из основных факторов, влияющих на результаты выборов, — способность партий мобилизовать своих сторонников. Задаче «Единой России» мобилизовать базовый электорат были подчинены все ресурсы и инструменты: агитационные, информационные и технологические, — рассказала Наталья Киселёва. — В Крыму партийные ресурсы помогли сохранить электоральную активность на уровне предыдущих выборов. Если бы не было многодневного голосования, явка была бы ниже. В Севастополе явка увеличилась существеннее, чем в Крыму, потому что к обычной процедуре голосования прибавилась ещё возможность выразить своё мнение дистанционно».
На результат голосования крымчан за «Единую Россию», которая при уверенной победе всё равно потеряла часть доверия жителей региона (в сравнении с 2016 годом), повлияли два фактора: общефедеральный – «эхо» непопулярной пенсионной реформы 2019 года, региональный — рост критических настроений в отношении местной власти, что привело к потере почти 10% голосов, отметила руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества.
«Эту отрицательную динамику нельзя назвать катастрофической, — добавила Наталья Киселёва в беседе с «Политемой». — Всё-таки федеральный уровень выборов сыграл свою роль в Крыму, где часть избирателей продолжает ассоциировать «Единую Россию» с президентом, а рейтинг Владимира Путина на полуострове будет всегда высоким, так как благодаря ему мы вернулись в Россию. Влияние уровня выборов на результаты доказывает сравнение электорального рейтинга «ЕР» на региональных и федеральных выборах. В 2019 году на выборах депутатов регионального парламента электоральный рейтинг «Единой России» в Крыму снизился почти на 16% — по сравнению с 2014 годом, а в 2021 году снижение составило 9,5% — по сравнению с 2016 годом».
Что касается потери Либерально-демократической партией России доверия среди крымчан и повышения уровня доверия жителей Крыма к КПРФ, то это носит лишь ситуативный характер, полагает эксперт. «Недееспособность» региональных отделений этих партий в межвыборный период в Республике Крым не позволяет им нарастить базовый электорат, поэтому они наращивают или теряют голоса благодаря только ситуативному электорату, констатировала внимание политолог.
КПРФ сейчас получила большую поддержку в связи с тем, что не поддержала пенсионную реформу, а рейтинг ЛДПР понизился потому, что жириновцы воздержалась при голосовании Госдумы по вопросу реформы, то есть фактически согласились с её проведением, уточнила Наталья Киселёва.
«Увеличилась в Крыму электоральная поддержка партийного конгломерата, созданного на базе «Справедливой России» (проект «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — прим. ред.). Собственно, можно сказать, что голоса активного протестного электората в Крыму достались коммунистам и справедливороссам. Хотя большинство избирателей с протестными настроениями просто не пошли на выборы», — обратила внимание Киселёва.
Она, комментируя победу единороссов Алексея Черняка, Константина Бахарева и Леонида Бабашова в трёх одномандатных округах Республики Крым, оставивших далеко позади всех своих оппонентов, напомнила: мажоритарные округа в любой стране, где есть смешанная избирательная система, позволяют получить партии власти дополнительные мандаты, если нет достаточной конкуренции на выборах.
В Республике Крым в одномандатных округах выборы проходили — и в 2016-м, и в 2021-м — не по конкурентному сценарию, поэтому большинство пришедших на выборы избирателей просто отдали свои голоса за представителей власти, констатировала эксперт.
При этом, добавила Наталья Киселёва, получить мажоритарщиками голоса избирателей помогли действия центральной власти, направленные на преобразования полуострова. В Крыму за семь лет появились дороги в районах, в которых в постсоветское время дороги превратились в бездорожье, ремонтируются старые и строятся новые социальные объекты, напомнила руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества.
«Но следует отметить, что в Керченском округе кандидат от «Единой России» — Константин Бахарев, баллотировавшийся второй раз, — потерял меньше голосов, чем партия в Крыму. А если сравнивать электоральный рейтинг двух кандидатов-новичков от «Единой России» в Симферопольском и Евпаторийском округах (Алексея Черняка и Леонида Бабашова — прим. Ред.) — с уровнем поддержки их предшественников в 2016 году (Андрея Козенко и Светланы Савченко — прим. ред.), то следует констатировать: уровень поддержки кандидатов от партии власти в Республике Крым снизился почти на 14%», — подытожила Киселёва разговор с «Политемой».