20 декабря 2020, 09:29

Два солнца русского Юга: к спору Ростова и Краснодара

Когда-то очень давно я видел весьма интересную карикатуру на два находящихся рядом государства, населённые, по сути, одним народом, но находящиеся друг с другом в состоянии перманентного соперничества, а то и вовсе противостояния. На ней были изображены два солнца, затмевающие друг друга. Весьма яркий образ, я считаю. Подходящий для иллюстрации застарелого противостояния любых близких родственников и соседей. И, в общем-то, именно этим символом можно было бы отразить главный спор Юга России – древнее, историческое и экзистенциальное противостояние Дона и Кубани. Ростова и Краснодара.

Два города, которые соперничают, вероятно, столько, сколько существуют. А, быть может, начали это ещё до своего рождения. Центры одинаково важных исторических областей русского Юга, находящиеся рядом, стоящие плечом к плечу во время любой внешней агрессии, но крайне нелюбящие друг друга в мирное время. Так что же это за соперничество такое? Что ж, постараюсь забыть о том, что я ростовчанин (а значит, для меня всё очевидно) и просто сравню два этих города. Но сначала, с чего всё началось?

Экзистенциальное противостояние

А началось всё и в самом деле очень давно. Быть может, конфликту столько же лет, сколько и русскому Югу. Донские и запорожские казаки никогда друг друга особо не любили. А в период феодальных войн периодически ещё и оказывались по разные стороны: донские – чаще за Московское царство (кстати, по одному из самоназваний — Русское государство), а запорожские – за Речь Посполитую или вовсе за турок. Это было не хорошо и не плохо. Это была тогдашняя реальность, имеющая очень мало общего с теперешней. Нынешние же формы противостояние начало принимать, когда в XVIII веке по монаршему соизволению запорожским казакам было разрешено поселиться на Кубани, что они и сделали, став кубанскими. Дальше началась упоительная история взаимной ревности и нелюбви.

Донские казаки крайне негативно отнеслись к тому, что «этим хохлам» достались такие благодатные земли. Насколько при этом «высокого мнения» они были о соседях, свидетельствует донская пословица (которая, кстати, жива до сих пор и я лично слышал её от собственной бабушки): «Дал Бог дураку море, а тот в него плюнул». Да можно ли вообще такое простить, в самом-то деле?

Кубанцы же, в свою очередь, винили донцов в зазанайстве, чванстве, а ещё в том, что те уж слишком часто брали в жёны турецких баб и теперь они – непонятно кто. А существование рядом с Ростовом и Новочеркасском крупнейшей в тогдашней России исторической армянской колонии и вовсе неимоверно разжигало этот аспект нелюбви. Но главная их боль состояла в том, что донцы имели право нести личную охрану Императора. Да, такое простить нельзя.

Ну, и, разумеется, что когда казаки перебрались в большие города, между Новочеркасском и Екатеринодаром, а потом и между Ростовом-на-Дону и Краснодаром никогда не было особой любви.

Политическое противостояние

Неимоверный импульс эта грань соперничества получила после создания Южного федерального округа. Центром которого был назначен Ростов-на-Дону. Кубань моментально возмутилась, что донская столица после этого начала «явочным порядком» именовать себя «столицей юга». И попытки перенести административный центр округа в Краснодар начались практически сразу. Особенно это обострилось после того, как Краснодар получил статус «города-миллионника».

Кубанский губернатор Вениамин Кондратьев тогда заявил, что Краснодар является центром самого динамично развивающегося региона Юга, с одной из самых сильных экономик, постоянно наращивающей обороты (пока Ростов почивает на лаврах), и намекнул, что, мол, столичный статус ему вполне в уровень. На что донской губернатор Голубев ответил, что, де, не существует ни единого действительного повода переносить столицу в Краснодар, ибо у Ростова запредельный экономический потенциал, а всякие там Краснодары с ним даже не сравнимы.

Последовавший за этим спор на уровне рядовых граждан (в соцсетях и не только) был весьма эмоциональным. Что ж, дело происходит на Юге – здесь все споры таковы. А мы, пожалуй, не будем поддаваться эмоциям. Давайте же сравним два города объективно. Или хотя бы постараемся.

Экономическое противостояние

Население. В Ростове-на-Дону оно больше. Объявление Краснодара миллионником не так уж и бесспорно: к нему присчитали 29 окрестных населённых пунктов. В самом же Краснодаре живёт менее 900 тыс. человек. В Ростове же – почти 1,2 млн человек. И это без учёта окрестностей.

Климат. Здесь Краснодар, несомненно, впереди. И как город, и как регион, на территории которого находятся одни из главных курортов страны (а до воссоединения с Крымом – и вовсе главные). Это даёт Краснодару перспективное преимущество, связанное с более массовым переездом в него новых жителей. В то время как Донской край – это, по сути, весьма суровая ковыльная степь. Которая, впрочем, довольно неплохо благоустроена своим трудолюбивым народом.

Инфраструктура. По ней Ростов на несколько голов превосходит Краснодар. Сверхсовременный новый аэропорт им. Платова, стадион «Ростов-Арена» (который может стать первой ласточкой создания крупнейшего на Юге спортивного кластера), благоустроенная зона отдыха на Левом берегу, активно возводимые новые микрорайоны и обсуждаемое создание Ростовской агломерации (с включением в неё Батайска, Аксая и Шахт нынешний Ростов-на-Дону станет мегаполисом мирового класса). До всего этого Краснодару ещё очень далеко.

Темпы развития. Здесь впереди, скорее, Краснодар. Несмотря на рост инфраструктуры, базис в Ростове и Донском регионе всё-таки переживает жестокий кризис (яркий пример тому Таганрог): предприятия закрываются, промышленность в упадке. Той мощи, которая была у Ростова-на-Дону во времена Красной Империи, уже нет. Он словно застыл в развитии. А вот Краснодар и в самом деле стоит, в этом смысле куда более бодро.

Урбанистика. Пальма первенства безоговорочно за Ростовом-на-Дону. Это настоящий мегаполис с театрами, широкими проспектами, спорткомплексами, торговыми сетями и обустроенными городскими пространствами. Краснодар же, по сути, огромная деревня, разросшаяся до размеров города, с огромным же частным сектором и отсутствием общественных пространств. Разумеется, из-за всё того же климата у Краснодара может быть значительная фора. Но это в потенциале. А в реале Ростов-на-Дону превосходит его абсолютно. Впрочем, если кому-то нравятся более камерные города с менее энергичным и более расслабленным укладом – Краснодар именно таков.

Транспорт. И здесь Ростов-на-Дону тоже лидирует. Он был, есть и остаётся воротами Юга России. Что признавалось даже немцами в период оккупации. Ростов – крупнейший транспортный хаб региона и таковым останется в максимально обозримом будущем. Под складскую и иную подобную инфраструктуру в южной столице отведены целые огромные промзоны. Ростов – крупнейший железнодорожный и автодорожный узел, а его новая международная авиагавань способна обслуживать 8 миллионов пассажиров в год. Всего этого в Краснодаре нет и близко. И вряд ли будет в хоть сколько-нибудь ближайшее время: государству просто не нужно возводить рядом двух таких экономических монстров.

И подобных точек сравнения ещё много. Сравнивать можно было бы ещё долго. Но есть ли смысл? Правда в том, что Ростов-на-Дону и Краснодар – два прекрасных южных города, каждый из которых хорош по-своему. И пусть бросят в меня камень земляки (шутка, пусть только попробуют), но в Краснодаре я чувствую себя не менее прекрасно, чем в родном городе. Они всегда будут рядом. И пусть особой любви между ними никогда не будет, но они продолжат стоять плечом к плечу так же, как стояли всегда – с момента своего рождения. И в действительно трудную минуту вряд ли отвернутся друг от друга.

 

Павел Кухмиров