Сегодня Донбасс празднует свою седьмую годовщину со дня проведения исторического референдума, вследствие которого Народные республики провозгласили свою самостоятельность. Вдохновленные свежим опытом Крыма, жители Донбасса взяли курс на воссоединение с Россией, придя на участки для голосования.
Однако быстрого сценария, на подобие того, который произошел в Крыму, в Донбассе не случилось. Пришедшая в результате госпереворота власть в Киеве, развязала гражданскую войну на востоке страны, итогом которой стали десятки тысяч жертв. Далее были заключены Минские соглашения, которые по факту лишь заморозили военные действия, но, вместе с тем, и заморозили статус Народных республик.
В день празднования Дня Донецкой народной республики в интервью «Политеме» основатель ДНР, бывший председатель Народного Совета, лидер «Республиканской Партии Донбасса» Андрей Пургин рассказал о том, что произошло за семь лет существования молодых государственных образований, а также что необходимо предпринимать для первоначальной задачи — воссоединения с Россией.
«Политема»: Семь лет назад прошел референдум о самоопределении ДНР. Что произошло в тот день в историческом смысле и что можно занести в актив республикам за прошедшее время?
Андрей Пургин: В историческом смысле — мы увидели день рождения Донбасса. Мы можем констатировать, что Донбасс родился как историческая субъектная общность, как часть русского народа. Донбасс получил свой голос и возможность оперировать этим голосом в будущем. 11 мая 2014 года был совершен массовый гражданский подвиг. Погибая и воюя, мы понимали, что Украина будет мстить десятилетиями за проведения референдума, в котором участвовали миллионы людей. Этот гражданский подвиг заложил фундамент, понимание и некоторые барьеры и рамки, которые будут важны исторически еще много-много лет. Семь лет назад родилась донбасская субъектность.
К большому сожалению, в актив республикам за прошедшее время внести можно очень мало. Разве что то, что Донбасс на сегодняшний день продолжает существовать, в том виде, в котором он есть, он продолжает сопротивляться и не отступает. В муках рождаются очень-очень долгосрочные процессы, которые влияют и на окружающий мир, и на Россию, в том числе. В актив можно занести только упорство и гражданский героизм населения Донбасса. Мы находимся в очень тяжелой ситуации, тяжелой ситуации гуманитарной, экономической, с не очень хорошим управлением. И, в общем-то, можем гордиться и занести в актив только людей Донбасса, которые выдержали, выстояли, и которые постепенно продолжают строить свое будущее.
П: Как можно оценить прогресс в вопросе интеграции и воссоединения с Россией, о чем декларировалось в 2014?
А. П.: На самом деле, процесс этот идет, он идет в головах и это очень активно. Некий донбасский народ, который рождается сейчас на наших глазах, донецкая субъектность – она становится частью русского народа. Здесь появляется более артикулированная цель, более четкое понимание Донбасса, как части Русского мира, Русского цивилизационного пространства – некой общности судьбы. И за это четкое понимание мы платим очень дорогую цену. Здесь наиболее остро воспринимаешь все эти границы, допуски и т.д. Потому что ты каждый день платишь за свой выбор очень тяжелую и серьезную цену. На сегодняшний день можно констатировать, что этот процесс уверенно идет.
П: Как можно оценить в этом свете интеграционные программы и форумы руководства ЛДНР последних месяцев?
А. П.: Кто-то прекрасно сказал, что все эти программы, лозунги, речи — прекрасные, но это все актуально было актуально 15-лет назад. То есть они, на самом деле, они не соответствуют сегодняшней действительности, а выглядят казенщиной. Это не политика, а больше политиканство и подобие выставки достижений народного хозяйства. Имеется ввиду, что машина на стенде стоит, но она необязательно едет. Главное форма, а содержание – вторично. Содержания этих мероприятий и инициатив мы, к сожалению, мы не увидели.
Этот процесс должен быть глубинным, он должен идти от людей. Он должен быть современным, адекватным, и начинаться он должен с разбора полетов – что мы получили за семь лет. Попытка шапкозакидательских вещей заменить симулякрами глубинного содержания, отказавшись от анализа, ни к чему хорошему, безусловно, не приведут. Поэтому я отрицательно отношусь к подобным мероприятиям и программам. Эти вещи очень сильно попахивают профанацией.
П: В год выборов Госдумы вопрос Донбасса встал особым образом с учетом количества потенциальных избирателей-жителей региона с российскими паспортами. Насколько это действительно важно для России и для Донбасса?
А. П.: Я как человек, который одним из первых поднял вопрос о том, что нужно попытаться организовать выборы в Государственную Думу на Донбассе, очень глубоко знаком с этим вопросом и являлся одним из инициаторов этих обсуждений, которые вышли на всероссийский уровень. На самом деле, это важно для людей. Есть обязанности государства перед своими гражданами, и есть обязанности граждан перед государством. Люди, которые в Донбассе получили российские паспорта прошли очень выстраданную процедуру. Это люди, которые прошли семь кругов ада при получении паспортов ДНР и ЛНР, это определенные финансовые нагрузки.
В общем-то, люди, которые получили паспорта и вернулись с ними сюда – они фактически осуществили гражданскую декларацию. Декларацию гражданской лояльности. Эти люди получили паспорта, прошли регистрацию на Госуслугах, получили СНИЛС и прочие документы – они вернулись в Донбасс, живут здесь, просто продекларировав свою гражданскую лояльность российскому государству. Это не та история, когда в 14 лет необходимо получить паспорт автоматически. Это люди приложили к этому массу усилий. Теперь Россия должна обеспечить конституционные права граждан, которые о себе заявили, причем заявили активно. Безусловно, для жителей Донбасса необходимо почувствовать себя неофитами – новыми гражданами Российской Федерации.
В данном случае я думаю, что здесь каких-то политических предпочтений на Донбассе еще нет. Донбасс очень слабо разбирается в российской политической повестке. Но именно здесь чувствуется это соучастие и сопричастность, какое-то соприкосновение не столько с российским политическим классом, сколько подтверждение дела той гражданской декларации, которую совершили граждане республик. Для граждан Донбасса голосование на выборах в Госдуму очень важно. Очень хотелось бы, чтобы Россия отнеслась к этому серьезно и нашла способ, который бы позволил массово поучаствовать жителям Донбасса в выборах депутатов Государственной думы.
П: Как должна выстраиваться политика Донбасса в ближайшие годы, чтобы улучшить свои позиции и максимально сблизиться с Россией?
А. П.: Как ни странно это звучит, но Донбасс должен заняться собой. Донбасс слишком много стоит на растяжке, живет в тамбуре и находится на полустанке, ожидая каких-то действий. Семь лет — это огромный срок на сегодняшний день. И поэтому на сегодня Донбасс должен получить понятную схему управления жизни, управления власти, понятное администрирование, комфорт и ощущение безопасности для граждан.
Семь лет проживания на войне, семь лет без статуса – это очень долгий и жесткий, тяжелый процесс, который выматывает население республик. Мы должны получить определенность хотя бы внутри. Эти определенности уже назрели и перезрели. Донбасс должен получить перемены внутри. И перемены внутри, безусловно, позволят нам взглянуть вверх. Не опекаться проблемами, которые сыпятся как из рога изобилия и просто засыпают гражданское население. Как только гражданское население ощутит определенный покой и устроенность, безусловно, это будет толчком к тому, что это ощущение, героически полученное жителями Донбасса, приобретет какие-то более формы понятные. Эти формы можно будет пощупать руками.