После признания российским руководством независимости Народных Республик Донбасса начал прорабатываться обсуждаемый вопрос ввода российских войск на территорию Донбасса. В первые часы после оглашения решения о признании интенсивность обстрелов Вооруженных сил Украины снизилась, но позже продолжилась с новой силой.
По внешним признакам в случае с ЛДНР напрашивается сравнение с ситуацией признания Южной Осетии и Абхазии в 2008 году, когда лишь вхождение российской армии позволило избежать крупных человеческих потерь в регионе. Возможность задействования российских войск в ЛДНР в беседе с «Политемой» обсудил политолог, публицист, обозреватель агентства «Россия сегодня» Дмитрий Бабич.
«Если было признание, то можно сделать вывод, что будет и защита. Путин уже выполняет этот принцип, хотя и не производит открытый ввод войск. Означает ли это предстоящее присоединение ДНР и ЛНР к России? Не думаю, хотя в будущем это и возможно, когда для этого сложатся определенные условия. Сейчас России выгоднее иметь ДНР и ЛНР как спорные с Украиной территории. Сейчас, поскольку часть бывших Донецкой и Луганской областей Украины находится под оккупацией (судя по всему, именно оккупацией, с политическим террором и принуждением со стороны СБУ), возникает ситуация, никак не дающая Украине присоединиться к НАТО. В НАТО нельзя вступать странам, имеющим неурегулированные территориальные проблемы. Минские соглашения давали Украине шанс решить проблему миром, а значит, в будущем получить шанс на вступление в НАТО. Теперь этот шанс почти сведен к нулю. Теперь, с точки зрения России, нет проблемы «воссоединения» Донбасса с Украиной. Есть территориальные претензии ДНР и ЛНР к Украине – причем по российскому закону вполне оправданные. Ведь Путин сказал, что Россия признает ДНР и ЛНР в границах теперь уж точно бывших украинских областей – Донецкой и Луганской.
Очевидно, Россия опирается на опыт 2008 года. Тогда тоже в начале все было не до конца понятно. Саакашвили напал на Южную Осетию, поскольку думал, что Россия не будет вмешиваться, а в случае ее вмешательства к Грузии на помощь придут войска НАТО. Но вскоре оказалось, что Саакашвили просчитался. Грузинские войска с удовольствием убивали маленькое осетинское ополчение, но они не были готовы столкнуться с русской армией. И когда она появилась из Рокского тоннеля, грузинская армия сразу оказалась деморализована. Она фактически бежала, так что с момента появления русской армии и последовавшего вскоре признания Москвой Южной Осетии и Абхазии особых потерь не было с обеих сторон. С тех пор мы не слышим ни о каких потерях, столкновениях или грабежах на границе между Южной Осетией и Грузией.
Думаю, в Москве анализировали, нельзя ли было избежать и потерь первого дня боев в Цхинвале? Вывод был сделан такой: потери стали следствием неопределенности. До начала боев с русской армией в Тбилиси думали: может быть, Россия оставит Южную Осетию в составе Грузии? Исходя из этой надежды Саакашвили и пошел в наступление. Такая же неопределенность приводила и к боям и потерям в ДНР и ЛНР в 2014-2022 годах. Украина надеялась на «хорватский вариант» — силовое возвращение этих земель по схеме захвата хорватами Сербской Краины, населенной сербами, но формально входившей в Хорватию. Теперь Киеву придется отложить этот вариант: в случае «хорватского варианта» за ДНР и ЛНР вступится русская армия. Киев помнит это и учитывает фактор возможности вхождения российских войск в регион», — отметил эксперт.
«Я надеюсь, что тот же фактор сработает и здесь, — добавил Бабич. – Самая лучшая победа – это победа без начала сражения, когда противник видит, что с вами лучше не связываться. Тогда в Грузии буквально за несколько дней решилась вся ситуация и прошло уже почти 14 лет, как мы не слышим о каких-то убийствах или обстрелах в Южной Осетии. Да и проблема со взаимным сосуществованием осетинского и грузинского населения со временем решится».
«Сейчас Украина ведет арьергардный бой. Подобно Саакашвили в 2008 году, Украина пытается спровоцировать Россию на то, чтобы пойти до Киева или хотя бы выйти за пределы лояльных ей регионов (ДНР и ЛНР на Украине, Южной Осетии и Абхазии – в Грузии). Россия старается не поддаваться на эту провокацию и не входить даже в ДНР и ЛНР с войсками. Но хватит ли у России выдержки? Обстрелы и нападения со стороны ВСУ становятся все опаснее», — резюмировал Дмитрий Бабич.