Дед Аксен и лодка: о том, как на Юг пришел потоп

Разверзлись хляби небесные – это про водную и ветровую стихию, посетившую три дня назад Юг России. Самым ярким символом ее для региона в целом можно считать лодочный рейд крымского главы Сергея Аксенова по затопленной, точнее, основательно подтопленной Керчи. Локальных символов хоть отбавляй. В Ростове, например, это, помимо прочего, яркое (во всех смыслах слова) видео с пожаром на линии электропередач, который устроило поваленное дерево.

На сей раз, к счастью, пока обошлось без человеческих жертв, в отличие от иных предыдущих случаев вроде ростовского же ливня пятилетней давности. Но это именно счастливое стечение обстоятельств, а не закономерность и плод кропотливых трудов (без) ответственных лиц…Нет, к сожалению, не обошлось. Закончилось счастье…

Вообще, при подобных стихиях даже у самых яростных социальных критиков, вроде вашего покорного слуги, есть соблазн списать все на непреодолимую силу обстоятельств. Ливни, пожары, землетрясения неизбежны в любую эпоху. Дома и населенные пункты в низине всегда будут страдать от полноводья любого формата больше, чем на возвышенности. А мгновенно ставший легендарным аксеновский рейд показывает, что стихия заставляет адаптироваться к ее вызовам всех, невзирая на имена и чины. (Правда, тут нужно сделать оговорку, что с губернаторскими возможностями адаптация проходит намного легче).

И все же нет, нельзя отрешиться. С каждым витком технологического и управленческого стихию, с одной стороны, легче спрогнозировать, а с другой – легче и минимизировать ее последствия. Но где прогресс и где наши реалии?

Известный блогер-урбанист Илья Варламов, завзятый сторонник разных градоустроительных новшеств и потенциальный советник мэра Анапы, так описывает проблему дождевых затоплений.

– Системы ливневой канализации не всегда справляются с нагрузкой, особенно если ливень сильный.

– Традиционные системы очень дорого строить.

– Вода с улиц вымывает грязь, песок, листья и другой мусор. Всё это быстро забивает коллекторы, и эффективность системы снижается.

– Через ливневую канализацию в реки и моря попадают и опасные вещества с улиц. Это тяжёлые металлы, капающие с машин жидкости (масло, бензин) и прочая дрянь. А фильтровать ливневые стоки очень дорого.

Годами вопрос водоотвода решали просто: строили подземные ливневые коллекторы. Там жили Черепашки-ниндзя, и всё было хорошо. Но за последний десяток лет тенденция изменилась…

И дальше приводит ряд примеров возможного выхода из ситуации.

У нас, однако, свой суверенный третий путь. У нас выделят бюджет на традиционную ливневку…а затем его, извиняюсь за скверный каламбур, смоет в карманы регуляторов бюджета, регуляторов подрядов и получателей подрядов. А еще более затем очередной потоп и круглые невинные глаза: «Батюшки светы, какой кошмар, и кто же в нем виноват?». Эпопея с настолько плохой, что практически отсутствующей ростовской ливневкой вопиет.

Причем запущенность проблемы приводит к мультипликативному эффективному, то есть одни ее аспекты начинают порождать и усугублять другие. Например, река становится поглотителем всякой дряни и хлама, приносимого водными потоками, а затем – их «отражателем» и усилителем. Вот что говорят в Керчи: «Горожане спорят о причинах случившегося. Всего там [в соцсетях] называют два варианта – и оба связаны с бездействием местных властей. Во-первых, в городе отсутствует нормальная система ливневой канализации. Действующие стоки старые, не обслуживаются и почти наглухо забиты мусором и песком. Вторая причина — это сама река Мелек-Чесме. «В городе главная ливневка — это река, — пишет мужчина в группе, посвященной Керчи. — Ее так и не освободили от растительности и крупного мусора, мешающего стоку воды. Так что, река — ливневка, заросли — плотина. Масштабы могли быть значительно меньше».

Звезда российских политических ток-шоу Евгений Сатановский остроумно предложил использовать избыточные остатки для решения крымской водной проблемы. Так сказать, дать минусом на минус плюс. К сожалению, остроумность предложения не совсем соответствует глубине квалификации востоковеда Сатановского в сфере гидрологии, и в его действительно прекрасном плане, которые разделяют и многие другие, есть маленькие сложности. На это ему (им) деликатно намекнули более профильные специалисты. Так что, к сожалению, один минус не перечеркнул, а подчеркнул другой. А то, как и почему Крым вернулся в Россию без сухопутного коридора и с перспективой водной катастрофы (ее угроза, несмотря на все победные реляции, далеко не отведена)  — еще более масштабный вопрос и проблема. Точнее, проблема-то одна, масштабов всей страны, просто уровни и проявления разные.

Автор: Станислав Смагин

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version