Директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов специально для «Politema» поделился оценкой и прогнозом событий на социально-политическом фронте российского Юга.
2020 год выдался очень тяжелым и непростым для России.
Падение цен на нефть и снижение курса рубля, две волны пандемии коронавируса и сопутствующие ей социально-экономические трудности, война в Нагорном Карабахе — лишь самые заметные проблемы уходящего/ушедшего года.
К этому стоит добавить неопределенность в связи с завершением выборов президента США. От того, как будут развиваться события в Вашингтоне, дальше в немалой степени зависит положение России не только на внешней арене, но и дома.
Отмеченные проблемы 2020 года, по всей видимости, перекочуют и в новый, 2021-й.
В полной мере они затронут южный регион страны. Вдобавок к общероссийским проблемам у юга России есть и свои специфические. К счастью, несмотря на усилия армянских «соросят» во главе с Пашиняном, Западу не удалось столкнуть лбами Россию и Турцию в Карабахе.
Тем не менее, Северный Кавказ будет жить с возрастающим турецким влиянием. Да и насладившийся лаврами победителя Азербайджан, можно предположить, активизирует свое присутствие (в том числе, политическое) в сопредельных регионах России, прежде всего, в Дагестане.
Учитывая многочисленную (по некоторым оценкам около 2 млн) азербайджанскую диаспору в России, определенные возможности роста влияния у Баку имеются.
Но по-настоящему тревожным выглядит усиление турецкого псевдокультурного (на самом деле политического) влияния. Через черкесские и иные северокавказские организации, фактор тюркского и исламского «родства».
Протурецкие организации уже сейчас, не стесняясь, используя низкую профессиональную компетенцию и безыдейность отдельных представителей регионального чиновничества, навязывают свой взгляд на события исторического прошлого (снос памятника офицерам и солдатам Русской Кавказской армии в Адлере по требованию черкесских организаций и др.).
Можно прогнозировать усиление агрессивности и активности Турции. В том числе на крымском направлении.
Президент Турции Р.Т. Эрдоган уже заявил о непризнании выбора народа Крыма и Севастополя. Расчет Эрдогана очевиден: способствовать «возвращению» Крыма слабой Украине, чтобы затем «вернуть» его в состав неоосманской империи, которую строит Эрдоган.
Мечты Украины и планы Эрдогана о «возвращении» Крыма так и останутся в области фантазий.
Тем не менее Турция будет содействовать перевооружению украинской армии и ВМСУ, насколько ей позволят ее собственные возможности.
Заявлено о строительстве турками четырех корветов для украинского флота; нашумевшей новостью стало обещание Эрдогана наладить производство украинских боевых дронов. Крыму и Донбассу не стоит впадать в панику из-за турецких заявлений. Но определенную обеспокоенность они вызывают.
Полагаю, что в следующем 2021 году основные проблемы юга России (да и страны в целом) будут связаны с домашними делами. И, прежде всего, с социально-экономическими рисками.
Прогрессирование пандемии, рост числа заболевших и умерших — все это наше сегодня.
В начале февраля 2021 года ожидается запуск программы масштабной вакцинации, которая, разумеется, потребует много времени.
Украина, к слову сказать, отказалась от вакцины «Спутник V», разработанной русскими учеными. Будем надеяться что «Спутник V» принесет пользу и спасение гражданам нашей страны.
От успеха вакцинации в огромной мере зависит положение в экономике и социальной сфере.
Прогрессирующая безработица, обеднение населения, ухудшение финансового и макроэкономического положения России — все это прямые и опосредованные следствия пандемии ковида. Которая, в частности, тормозит развитие туристического сектора, имеющего столь важное значение для юга России.
Если запуск программы вакцинации от ковида даст положительные итоги, можно будет приступать к программе восстановления экономики.
Благодаря строительству Крымского моста и запуску полноценного автомобильного и железнодорожного сообщения полуостров оказался еще теснее связан с Большой землей.
На месте нашего правительства я бы задумался над созданием и реализацией программы развития внутреннего туризма. Это и усовершенствование туристической инфраструктуры, и совершенствование нормативно-правовой базы, и снятие искусственных препон.
Нездоровая ситуация, когда нашим согражданам проще слетать на отдых в ту же Турцию, чем на Байкал (или, наоборот, из Сибири в Крым), должна быть устранена. Полагаю, что сделать это не так уж сложно.
Хотя, как показывает провальный опыт модернизации курортов Северного Кавказа, все зачастую упирается в проблему коррупции, воровства и полной некомпетентности местных чиновников и руководителей.
Но нет худа без добра: сокращение финансового пирога может стать достаточным основанием для более тщательного расходования средств и более сурового наказания для присосавшихся к кормушке местных «элит».
Я вступаю в новый, 2021 год с чувством осторожного оптимизма. Того же желаю и читателям «Политемы».
С Новым годом и Рождеством Христовым! Здоровья Вам и Вашим близким в новом году!