17 мая 2022, 17:16

Будем пользоваться, пока не захотят вернуться: экономист оценил исход зарубежных компаний с российского рынка

Будем пользоваться, пока не захотят вернуться: экономист оценил исход зарубежных компаний с российского рынка

Текущая неделя началась с ряда сообщений в СМИ о передаче активов западных компаний, приостановивших работу в России. В некоторых случаях (как, например, Рено и Сименс) контроль над производством и обслуживанием автомобилей передается российским структурам, другие — странам из числа «дружественных» России, третьи — подпадают под частичный ребрендинг (как в случае с Макдональдс).

Разрастающийся мировой кризис вынуждает западные компании более прагматично подходить к вопросу прибыли. А потому по истечению почти трех месяцев с начала военной спецоперации и последовавшими за ней санкциями в отношении России, каждая из компаний разработала свой подход к решению появившихся проблем. Экономист и писатель Дмитрий Лекух в беседе с «Политемой» дал свою оценку происходящим событиям.

«Когда Алиса задавала свои классические вопросы Чеширскому коту: «появляетесь или исчезаете?», то умное животное на это не отвечало, потому что «это происходит в зависимости от времени, места и обстоятельств происходящего», а эти кошки мышей ловить умеют, они для этого и предназначены.

Если приводить в пример тот же Макдональдс, то это не столько технология, логистика и прочее, сколько место на рынке. А свято место пусто не бывает. Тоже самое, к сожалению, это касается и Рено, хотя здесь ещё и технологии. Это всё будет достаточно легко заменимо, хотя и будут какие-то проблемы по срокам».

Фактически можно констатировать, что иностранные компании никуда с российского рынка не уходят, а скорее пытаются остаться на нем, насколько это возможно. Для этого они идет на любые приемы, отмечает эксперт.

«Макдональдс никуда, по сути, не ушёл. Уже сегодня заявили, что с середины июня он открывается под другим брендом, но с теми же меню, персоналом, ценами и поставщиками. Ключевая фраза «с тем же меню» – без согласия с главным Макдональдсом это принципиально невозможно. Также исходим из того, что это франшизы: есть российские владельцы, которые просто выкупили право на эту сеть ресторанов быстрого питания. Поэтому здесь беспокоится абсолютно нечего.

Что касается серьезных игроков, то они действительно будут изыскивать любые возможности для того, чтобы в том или ином виде остаться либо опосредованно, либо, продавая бизнес нужным людям из серии «подержи мое пиво», как в случае с Рено. Было объявлено, что Рено передаёт России своё право собственности за 1 рубль. По какой-то схеме эти акции пошли через госимущество в НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Сейчас НАМИ фактически будет управлять акциями Рено до того момента, пока они не решат вернуться с какой-то возможной компенсацией. Это добрая воля с нашей стороны. Я думаю, что в данном случае компенсацией будет получение прибыли НАМИ на тот период времени, на который ее должна была получать Рено».

Фото: Pixabay.com