22 мая 2021, 10:02

Без Крыма и ума: к вчерашним высказываниям актрисы М.Мироновой

Героем пятницы (или, подлаживаясь под новомодные феминитивы, геройкой, так как классические феминитивы типа «героиня» уже считаются неактуальными) в российском информационном пространстве стала известная актриса Мария Миронова. Реагируя на пополнение «черного списка» деятелей культуры и кинематографа, коим запрещен въезд на Украину и в число которых теперь попала она сама, актриса (или актерка?) эмоционально воскликнула в соцсетях: «Украина! Родная! Вы ополоумели? За что? Я на четверть ваша! В Крыму не была! Моя бабушка любимая из Кривого Рога! Что вы творите! Володя Зеленский — остановись!».

Не она первая и, боюсь, не она последняя. Если сравнивать украинский список и список российских «звезд», отбрыкивающихся от Крыма, чтобы не попасть в этот самый украинский список или покинуть его, то второй чуть ли не длиннее первого. Еще в 2014-м году Сергей Лазарев в интервью украинским СМИ, заявил, что для него по-прежнему Крым это Украина (затем, правда, пожаловавшись, что при «нарезке» материала были сознательно опущены многие нюансы). В 2020 году украинская погранслужба под камеры выдавила из певицы Глюкозы признание «Крым украинский». И здесь потом было опровержение, что авторы видео обрезали до нужных двух слов монолог: «На третьем часу прессинга вопросом «Чей Крым?» я задала встречный вопрос: «Чего вы добиваетесь? Чтобы я сказала, что Крым украинский? Что вообще происходит? Ну, отправляйте обратно, к чему эти допросы?» Но им просто нужно было одно. Чтобы в моей речи прозвучало это словосочетание, а дальше все уже было сделано и смонтировано так, как им было удобно». Верится, к тому же к Глюкозе, мало того что хрупкой женщине, так еще, в отличие от Мироновой, рассуждавшей о Крыме не в уютной московской квартире, а подвергнутой на границе многочасовому унизительному допросу разве что без пыток, претензий меньше всего.

Зато уместны претензии к брутальному Басте, ради концертного допуска на Украину начавшего вдруг очень путано рассуждать о Крыме, Донбассе и о том, что он сам наполовину украинец; вообще, этот пункт у всех оправдывающихся почти обязательный. А вот как оценить Сергея Зверева, в ответ на вопрос «чей Крым?» жеманно воскликнувшего «Вы зачем меня такое спрашиваете?», даже не знаю. Уместно ли его отнести к хрупким? Забавно, что условно-хрупкий Зверев служил в армии, в отличие от брутального Басты. Еще забавнее, что дело было на предвыборном мероприятии брутального Захара Прилепина, куда Зверев пришел как его соратник.

Зачем они все это делают? У меня есть знакомые, без лишнего восторга относящиеся если не к возвращению Крыма, то к нюансам этого возвращения, или настолько аполитичные, что вообще не оценивают его никак. При этом они посещают крымские курорты или как минимум не оповещают общественность онлайн и оффлайн, почему они этого не делают. Ах, ну да, они люди нестатусные и их доход не зависит от высказывания/невысказывания позиции и поездок/непоездок в Крым. Да, дело в этом.

Часто говорят «а вот на Западе такого антипатриотизма себе не позволяют». На самом деле, позволяют и не такой. Но вот заявлений американских актеров о нежелании ездить в Техас и тем более французских о непосещении Эльзаса я не слышал. Понятно, что аналогия здесь довольно условная, ведь утеря этих регионов официально признана их прежними владельцами. Однако, например, Техас, вполне ложится в русло современного антиколониально-покаянного дискурса даже без претензий Мексики на его возвращение – территория, отобранная, пусть и с нюансами, более сильной державой у менее сильной, к тому же белыми у смуглых.

И все-таки не каются и не отказываются от посещения, во всяком случае, пока. К тому же многие известные адепты BLM-овщины, кажется, придерживаются ее искренне, пусть данная искренность  и носит слегка психопатический характер. Бесспорно, еще больше тех, кто делает это по тем же мотивам, что и наши звезды – дабы не лишиться источников доходов и благ, завязанных на леволиберальную идеологию. Но тут хотя бы можно спорить, у кого какие мотивы. В случае же с нашими «звездами»…допускаю, что у кого-то и вправду пацифизм и желание «не обидеть друзей с Украины». Но мало у кого. Достаточно разобрать причинно-следственные связи, например, то, что Миронова  «вспомнила» о непосещении Крыма именно после внесения в «черные списки».

(Кстати, нашел почти точную аналогию – мне неизвестно про турецких актеров, кичащихся тем, что не ездят на занятую Турцией часть Кипра).

Главное ведь, что все это без толку. Глюкозу в итоге так на Украину и не пустили. Басту с высокой долей вероятности тоже не пустят, а если и пустят, то с обязательным аутодафе на границе под камеры и последующим освистыванием и закидыванием гнилыми помидорами на концертах. Или вот Миронова. Даже если представить, что Зеленский ее снисходительно «помилует» после униженной публичной мольбы – неужели она не понимает, как будет выглядеть в глазах значительной части людей, причем по обе стороны границы? Тут дело даже не в патриотизме или гражданственности, а в банальном самоуважении.

Глупо, непрактично, унизительно. Впрочем, тождество актерского таланта и ума – давнее и вредное заблуждение.

 

Автор: Станислав Смагин