29 апреля 2022, 19:13

Австрия и Венгрия получают определенную свободу действий в условиях деградации Евросоюза — Станислав Стремидловский

Австрия и Венгрия получают определенную свободу действий в условиях деградации Евросоюза — Станислав Стремидловский

На европейском континенте наблюдается определенный разбег в вопросе выстраивания отношений с Москвой в условиях антироссийских санкций. Особое место в этом ряду занимает Венгрия, которая с самого начала украинского кризиса начала выстраивать прагматическую линию поведения в отношении России. В последнее время, на фоне усугубляющегося энергетического кризиса ряд других европейских стран выступили с заявлением о готовности приступать к закупкам российского газа за рубли (как того требует Кремль). В число этих стран попала и Австрия — компания OMV заявила о готовности продолжать импорт газа. Но позже канцлер Карл Нехаммер расплывчато опроверг эти сообщения.

На фоне усугубления политического кризиса в Германии, Австрия получает перспективу усиления своего влияния в регионе, от чего многие аналитики начали рассуждать о возможности создания австро-венгерского блока. Шеф-редактор церковно-политической редакции ИА Regnum, эксперт по Восточной Европе Станислав Стремидловский в беседе с «Политемой» обсудил перспективы воссоздания политического объединения.

«Пока что оснований говорить об Австро-Венгрии нет. Эта конструкция сейчас надумана, потому что Венгрия идёт своим путём, а Австрия — своим. Хотя ситуативно, конечно, эти две страны показывают отличную политику от общеевропейской. Франко-немецкий блок — это отельная история, и вообще в Европе сейчас каждая страна по-своему проводит политику.

Германия сейчас вынуждена лечь под США. Администрация Байдена, как мы уже видим, буквально за считанные дни смогла развалить немецкую политику в той её части, в которой пыталась самостоятельно проводить канцлер Меркель. Во Франции свои приоритеты — она не так зависит от российских энергоносителей. При этом у Франции есть определенное видение того, как должна выстраиваться европейская политика в целом, и в этом контексте у неё есть противоречия с Россией, например по той же Африке.

Нельзя не видеть, что Австрия и Венгрия совершают контуры дуальной империи, но это ещё не она. Венгрия, как можно видеть при Орбане, маленькая страна, которая испытывает «трианонский» комплекс. Венгрия после Первой мировой войны потеряла огромную часть своей территории, после чего стала испытывать определенные проблемы. Сейчас этот «трианонский» комплекс — это её болезнь. А Австрия нейтральная страна, у которой есть свои исторические особенности».

В ближайшей перспективе не представляется возможной сближение этих стран, поскольку они сейчас входят в разные политические блоки. Но, с учетом необходимости перестройки Европы, эта история принимает определенный смысл, отмечает эксперт.

«Я пока не вижу той возможности, чтобы они соединились вместе и проводили какую-то единую внешнюю политику. Если мы посмотрим на региональные форматы, то Венгрия входит в «Вышеградскую четвёрку» вместе с Чехией, Словакией и Польшей. А Австрия входит в «Славковский треугольник» вместе с Чехией и Словакией. Даже если будет какая-то виртуальная Австро-Венгрия, то Будапешт и Вена отдельно будут конкурировать друг с другом.

Вместе с тем они являются альтернативой франко-немецкому дуэту. В перспективе, если будет перестраиваться Европа (по крайней мере, до событий на Украине речь шла о Европе двух скоростей), то может появиться Европа трёх, а может быть и четырёх скоростей. Возможно, они смогут найти общие точки соприкосновения. Но до сих пор их не было. Орбан пытается выстроить отношения и с Китаем, и с турками. Видит себя частью тюркского пространства.

Мы видим, что и с Москвой Венгрия выстроила конструктивные отношения в энергетической сфере. Да и в политике у нас есть общие интересы, например по той же Украине, связанные с преследованием национальных меньшинств. С Веной же у России пока что общими вопросами является только бизнес».

Фото: Pixabay.com