22 июля 2021, 14:59

А как реализовывать собрались — вот вопрос: мнение Станислава Митраховича о требованиях для запуска «Северного потока — 2»

США и Германия достигли соглашения по российскому газопроводу «Северный поток-2», все подробности о нем стороны намерены объявить позднее, но часть из них перечислила заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, выступая перед комитетом сената по международным отношениям.

В их число вошли требования, связанные с Россией, в частности — обязательства по продлению договора по транзиту газа через Украину после 2024 года, а также гарантии Берлина по введению санкций в отношении Москвы, если Кремль будет использовать газовую трубу как инструмент энергетического давления. Кроме того, Германия и США займутся вопросом диверсификации энергоресурсов и выделят на это Киеву средства.

Заключенные договоренности, а также смысл озвученных по их итогам тезисов в беседе с «Политемой» обсудил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

«На самом деле там никакого суперсоглашения нет. Просто американцы заявили, что они договорились с немцами, что будут стараться способствовать тому, чтобы был продлен контракт на транзит газа между Россией и Украиной.

Что значит они будут способствовать? Это же без какого-то конкретного механизма. Поэтому они просто понимают, что не могут гарантировать долгосрочный контракт и прикрывают это такими общими словами о том, что будут стараться работать в этом направлении.

Что касается ограничений на работу «Северного Потока — 2», то опять же пока никакого механизма в Германии не создано по ограничению работы этого газопровода, кроме тех вещей, которые связаны с антимонопольным правом ЕС. А какого-то нового инструмента, который обязывал бы немецкие фирмы прекращать импорт газа по «Северному Потоку — 2» в случае каких-то действий России по отношению к Украине, пока нет.

Если он будет создан, то возникнет вопрос как немецкое правительство будет компенсировать расходы и убытки тем компаниям, которые рассчитывали на получение газа с «Северного Потока — 2», которые готовили этот газ к тому, чтобы сжигать на электростанциях или использовать в химических процессах на химическом производстве. А что делать с теми вложениями, которые внесли компании в инфраструктуру, готовясь к сухопутным продлениям «Северного Потока — 2»? Это миллиарды евро. Немецкое правительство должно будет их компенсировать.

Это всё очень сложно. Поэтому реального механизма пока нет. И даже нечёткость формулировок, которых достигли американцы и немцы, показывает, что никакого супермеханизма по спасению и гарантированию долгосрочных договоренностей нет, по крайней мере в больших объемах. Поэтому транзит если сохранится после 2024 года, то в меньших объемах, чем сейчас. Где-то в два раза меньше, скорее всего».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru