02 октября 2021, 10:37

Крымский чиновникопад: придет ли за декабанизацией деаксенизация?

Во второй половине сентября Крым стал самым революционным регионом страны. Революционным не в прямом или не в самом прямом смысле слова. Просто здесь состоялся целый ряд кадровых рокировок, перестановок и потрясений, полностью или частично находящихся в рамках одной логики.

Самой громкой стала отставка вице-премьера Евгения Кабанова с его немедленным задержанием силовиками.  Этот потомственный застройщик (его отец в девяностых руководит строительным управлением Черноморского флота) с очень сомнительной на полуострове репутацией вошел в правительство Крыма три года назад, застолбив за собой основное профильное направление, а затем и исполнение федеральной целевой программы. При этом претензии к работе чиновника росли пропорционально росту его собственных претензий на все больший кусок властно-корыстного пирога – так, год назад он стал куратором курортных Алушты и Ялты.

В 2021-м Кабанов решил, что соотношение в пакете двух разных видов претензий, его и к нему, начинает приобретать неблагоприятный вид, и решил ретироваться в столицу. При поддержке всегда его тесно опекавшего Аксенова вице-премьер выиграл праймериз ЕР, что давало право выдвинуться от партии власти в Госдуму. Но в Москве дали понять, что Кабанову не то чтобы прямо рады, после чего он скрепя сердце и под благовидным предлогом («много чего еще предстоит сделать дома») остался выполнять свои обязанности. Ненадолго. Главе республики пришлось пожертвовать соратником. Правда, сейчас меру пресечения задержанному изменили на домашний арест, но будущее его довольно туманно. Тем более судьба предыдущих вице-премьеров-кураторов ФЦП не служит прививкой оптимизма: Виталий Нахлупин также ждет своей участи, но в СИЗО, а Олег Казурин получил срок в 11,5 лет. Что с того, что в их участи, возможно, основную роль сыграл проигрыш в аппаратных интригах, а не стремление Фемиды к правосудию? Фигурантам от этого не легче, если не тяжелее.

За день до Кабанова Аксенов отправил в отставку министра строительства и архитектуры Михаила Храмова. Его тоже задержали, в один день с экс-вице-премьером и по тому же делу, и параллельно с Кабановым отпустили под домашний арест.  Но этим дело (самое натуральное, уголовное) обещает не ограничиться. Авторитетное информационное агентство сообщает: «В курортной Евпатории незаконно отчуждено земли на 7 млрд рублей, следует из ответа крымской прокуратуры (есть у РИА Новости) на запрос депутата седьмой Госдумы Бальбека…В Крыму грядут отставки в руководстве курортных администраций — они могут затронуть Евпаторию, Феодосию, Саки, Судак и Армянск. По его словам, в рамках расследования дела бывшего вице-премьера Крыма Кабанова возникли вопросы и к ряду руководящих чиновников администраций курортных городов». Аксенов и сам превентивно сбрасывает балласт со своей вертикали на разных ее участках – сразу после Кабанова и Храмова из кабмина ушли министр транспорта и глава минздрава Остапенко, формально – по собственному желанию.

Кадровая чехарда в республике дело привычное – за семь с половиной российских лет здесь сменилось под сотню министров и вице-премьеров. Причем из своих кабинетов они уходили по-разному – как в двери других чиновных кабинетов или бизнес-структур, так и в СИЗО, подобно Казурину и Нахлупину. Но сейчас ситуация выглядит особо проблемной для Аксенова, он кажется больше обычного уязвимым перед лицом Москвы. И во всей этой истории очень перепутаны причины и следствия, причины и предлоги/поводы. Реальная нечистоплотность и управленческая недееспособность крымской власти – и желание федерального центра и столичных кланов заменить аксеновскую команду и делать то же самое, что она, но без посредников, посадив на все лакомые места своих людей. Уже сейчас говорят, что федеральный вице-премьер Хуснуллин, став одним из лоббистов опалы Храмова и Кабанова, собирается отдать их строительно-инфраструктурную вотчину на откуп своим людям.

Даже если ухода Аксенова в ближайшее время не произойдет, очевидно, лучшие его годы на посту крымского главы позади. Лучшие и для него самого, и для его отношений с Крымом —  в какой-то момент они ведь и правда были браком если не по любви, то по хорошему взаимовыгодному расчету. В начале 2014-го Сергей Валерьевич, имевший бурное сомнительное прошлое, некоторое внутрикрымское политическое влияние в настоящем и довольно скромные перспективы на его увеличение в будущем, рискнул по-крупному и сделал не только гражданско-патриотический, но и персонально-карьерный выбор. Не прогадал и стал одним из главных символов крымско-севастопольского этапа Русской Весны наряду с Чалым и Поклонской.

Далее их судьба сложилась по-разному. Наверное, легче всех отделался Чалый, после двух тяжелейших кампаний против Меняйло и Овсянникова ушедший в тень, подальше от активного явного участия в политических процессах. Да, он оставил массу недосказанностей на общероссийском и даже городском уровне, массу разочарований из-за так несостоявшегося вхождения в плеяду главных общенациональных политиков. Тут, конечно, возникает вопрос, чего бы ему стоило попытка подобного вхождения. Но в любом случае недосказанность и даже разочарование — это еще не презрение с проклятиями. Потенциал для возвращения к вопросу о федеральных перспективах, когда/если возникнет возможность, у Алексея Михайловича остался.

Куда меньше его у Поклонской. Вовремя взять многозначительную паузу она не смогла, и гигантскую искреннюю популярность спалила в метаниях от монархического консерватизма к либерализму и от ореола героини Русской Весны к вышиванкам, гопаку и признаниям, что она не русская, а украинка. Металась она по собственному недомыслию или под руководством советников-вредителей – уже дело второе. Послом в Кабо-Верде она быть еще может, а вот, условно говоря, лидером партии…Нет, в рамках той комичной пародии на само слово «политика», что имеет место в нашем богоспасаемом Отечестве, во главе партии можно поставить хоть обезьяну, и часто так происходит. Но осталась ли какая-то башня, для которой Поклонская перспективный объект ставки? Меня терзают смутные сомнения.

Карьеру Аксенова мы продолжаем (или завершаем?) наблюдать в режиме реального времени. Кстати, глядя на нескончаемую чехарду в его команде, понимаешь, сколь дальновидно поступил еще один герой Русской Весны, Игорь Стрелков, принимавший участие и в крымском ее этапе на правах «вежливого человека», а в полной мере показавший себя в Донбассе. Осенью 2014-го ему предлагали пост одного из крымских вице-премьеров в обмен на отказ от любой оппозиционной и вообще самостоятельной политической деятельности, особенно как-то связанной с Донбассом. Стрелков отказался и, видимо, правильно. Поста он все равно скоро бы лишился, но еще раньше лишился бы репутации человека, не разменивающегося на чечевичную похлебку. Конечно, одной из характерных особенностей российской системы является скверная работа социальных лифтов не только на взлет, но и на падение, точнее, полное выпадение. Высокопоставленный чиновник или олигарх, даже посидев в СИЗО или вообще на «зоне», вахтером в «Пятерочку» или менеджером по продажам не идет. Но Стрелкову с его неуживчивостью «страховка от Пятерочки» вряд ли светила.

В общем, даже на самых вроде бы героических территориях современной РФ заканчивается эпоха последних героев, пусть и чудовищно неоднозначных, условных, с огромной натяжкой. Приходит пора однозначных безусловных…героев ли?

Автор: Станислав Смагин