31 октября 2020, 12:31

Депутат Заксобрания Севастополя оценил ущерб и перспективы «благоустройства» Херсонеса

Оценку работ по так называемому благоустройству  музея-заповедника «Херсонес Таврический» дал депутат Законодательного Собрания города Севастополя, инженер и историк, Вячеслав Горелов.

Мы спросили Вячеслава Николаевича об ущербе, который может нанести древнему городищу «новостройка». 

«Ущерб, на мой взгляд, состоит в том, что новоделы заслонили сам Херсонес. Вот пример: смотровая площадка на батарее Канэ, которая так возмутила горожан и стала началом очередного противостояния между сторонниками двух подходов: один направлен на то, чтобы сохранять исторические ценности и передавать их будущим поколениям в неприкосновенности (как это провозглашает М.Б. Пиотровский), второй – на превращение музеев в диснейленд.

Представитель музея-заповедника говорит: смотровая площадка монтируется над батареей, построенной в начале XX столетия и не являющейся объектом культурного наследия. Но ведь именно сплав разных эпох – античности, средневековья и новейшей истории — является изюминкой музея-заповедника «Херсонес Таврический». Если это принять, то минная станция не была бы отдана для размещения в ней отдела подводной археологии. Напротив, эту станцию очистили бы от поздних наслоений и разместили в ней экспозицию, посвящённую рассказу о том, как в октябре 1914 года немецкий крейсер «Гебен» обстреливал Севастополь, но из-за череды случайностей не удалось вовремя включить крепостные минные поля, над которыми маневрировал крейсер.

А ведь то, что «Гебен» остался безнаказанным, имело глобальные последствия: «Гебен» и лёгкий крейсер «Бреслау» заблокировали проливы и лишили Россию помощи союзников, которая могла бы поступать через незамерзающие южные порты – Севастополь, Николаев, Одессу.

Некоторые историки считают, что этот фактор имел решающее значение в том, что оставшаяся один на один с немецкой военной машиной и обескровленная Россия пришла к революции 1917 года. Представьте себе – здесь, на минной станции у входа в Карантинную бухту Севастополя фактически решалась судьба Российской империи! Точно также земляные брустверы батареи Канэ могли бы стать предметом интереснейшего экскурсионного сюжета. Но нет – их, оказывается, можно задрапировать настилом. Поэтому не надо удивляться, что дети после экскурсии, после переходов по деревянным дорожкам, на вопрос «Что было главным строительным материалом в древнем Херсонесе?» отвечают так: «Дерево». Это происходит именно потому, что грубый новодел мешает адекватному восприятию археологического объекта», — рассказал Горелов.

Мы также поинтересовались, что, на его взгляд, следует предпринять неравнодушной общественности, чтобы предотвратить «благоустройство» музея-заповедника.

«Происходящее в Херсонесе – предмет очень серьёзной дискуссии. Тем более с учётом того, что Херсонес – это объект ЮНЕСКО, для которого разработан особый документ – План управления объектом культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» (Management Plan for the Cultural Property Ancient City of Tauric Chersonese and its Chora). Этот документ является приоритетным по вопросу сохранения объекта, внесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все изменения, которые влекут за собой ухудшение его требований, должны быть согласованы с Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО.

Ухудшение Плана управления противоречит поручению Президента от 2 октября 2014 года Пр-2337, в пункте 1в-1 которого указано: «Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и органами исполнительной власти г. Севастополя обеспечить сохранность объекта всемирного наследия «Херсонес Таврический и его Хора» в соответствии с требованиями ЮНЕСКО».

В целом мне кажется, что судьба музея-заповедника «Херсонес Таврический» — это некий индикатор, которым поверяется судьба музейного дела в России. Мы хотим двигаться к таким музеям, как «Ельцин-центр», или мы хотим развивать наш музей-заповедник так, как это делают Греция, Италия, Тунис, Турция, Израиль?

Мне лично близка точка зрения учёного секретаря Государственной публичной исторической библиотеки А.В. Сазанова, а именно: «Историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» — это, прежде всего, научно-исследовательское учреждение… Его нельзя превращать в парк культуры и отдыха «Херсонес Таврический».

Напомним, в музее-заповеднике «Херсонес-Таврический» продолжаются работы по монтажу металлических конструкций прямо на территории древнего городища.