10 ноября 2020, 21:20

Неоднозначные последствия: Россия поставила точку в карабахской войне — мнение

С ноля часов 10 ноября объявлено перемирие в Нагорном Карабахе. Дать оценку этому событию и спрогнозировать возможные последствия для России мы попросили политолога, доктора философских наук, директора Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Э.А. Попова.

— Событие имеет внешне- и внутриполитические последствия для нашей страны. При первом приближении перемирие, заключенное в Москве при посредничестве президента России В.В. Путина и подразумевающее участие исключительно российского миротворческого контингента — крупная победа российской дипломатии и лично президента Путина.

Появление турецкого контингента стало бы опасностью не только для Армении, но и для российского Северного Кавказа и всего юга России. Мы можем только догадываться, какие аргументы приводил президент Путин, убеждая своего азербайджанского коллегу Ильхама Алиева остановить победное наступление азербайджанской армии. У меня есть некоторые предположения на сей счет, но предпочту умолчать о них. Главное, что именно Россия поставила точку в войне.

В более широкой перспективе произошедшее не вызывает большого оптимизма. Прекрасно помню как еще в начале 2000-х годов на международных площадках с участием закавказских экспертов коллеги из Армении буквально кричали об отсутствии в их стране российской «мягкой силы» на фоне высокой активности американцев. В 2012 году я проходил полумесячную стажировку в Азербайджане при Центре стратегических исследований при президенте Азербайджанской республики. И своими глазами видел ту же зияющую пустоту…

Провал российской дипломатии и «мягкой силы» во всех без исключения странах на постимперском пространстве после событий в Белоруссии и в Армении — достаточное основание для «разбора полетов». Надеюсь, будут сделаны должные выводы и российская дипломатия и «мягкая сила» будут реформированы. Для России действующий президент Азербайджана является, в известном смысле, удобным партнером. Чего нельзя сказать о Пашиняне. Как бы не развивались события в двух закавказских странах Россия будет вынуждена сохранять ответственность за мир в регионе. Также хочу обратить внимание на необходимость вовлечения Азербайджана в интеграционные процессы с российским участием. В том числе, в ОДКБ и ШОС. Это позволит уменьшить риск новой войны и, в целом, конфликтогенности в Закавказье.

Внутриполитические последствия тоже весьма велики. Но очень многое будет зависеть от внутренних процессов в Армении и Азербайджане. Произойдет ли очередная «уличная революция» в Ереване и сохранит ли свою власть премьер Пашинян? Каковы будут последствия победы в Карабахе для Ильхама Алиева, который подвергается усиленному давлению со стороны Турции? Никуда не денется фактор многочисленной миграции из Армении и Азербайджана, к которой смело можно прогнозировать и исход населения из непризнанной Нагорно-Карабахской республики. Миграция из Армении, безусловно, возрастет. Значит, возрастет нагрузка на социальную инфраструктуру России, особенно южного региона нашей страны.

На фоне социально-политической напряженности (роста мигрантофобии, в том числе, в отношении армян) это станет дополнительным вызовом и для общества, и для власти. В зависимости от внутриполитических и внутриэлитных процессов в Азербайджане и неизбежного усиления турецкого влияния можно ожидать активизацию турецкого присутствия на юге России. Да и сам Азербайджан,после одержанной военной и дипломатической победы — будем называть вещи своими именами — может перейти к более активной линии поведения в отношении ряда северокавказских республик России. Россия эффективно закончила внешнеполитическую партию. Теперь нужно так же успешно сыграть партию внутриполитическую. И первым делом пресечь сепаратизм ориентированных на Турцию «общественных активистов» и их замаскированных сторонников в органах власти республик Северного Кавказа, Поволжья и регионах Западной Сибири.