03 ноября 2020, 08:03

А можно всех посмотреть?: Москва как «кадровый пылесос» в научно-промышленной сфере — Мнение

Во всем мире увеличение сегмента так называемой постиндустриальной экономики и совершенствование информационных коммуникаций ведет к ослаблению физических связей между работниками и работодателями. То есть, если перевести эту громоздкую фразу на более простой язык, работодатель может быть в Нью-Йорке, а работник – в Чикаго или вообще в другой стране, «удаленка» решает вопросы. Однако у нас Москва по-прежнему «пылесосом» всасывает кадры даже тех профессий, которые не требует присутствия в головном офисе.  Изменится ли эта ситуация в ближайшие годы или хотя бы десятилетия? Если не в плане полной отмены «пылесоса», то хотя размонтирования его на несколько равноценных и эффективных агрегатов, одним из которых был бы Ростов-на-Дону.

На эту тему мы решили поговорить с основателем известного портала Сделано у нас (Sdelanounas.ru) Романом Ковригиным.

— Мой ответ можно уместить в три буквы – «нет». Простой пример – я сам. Я ведь сам начинал свой проект в Москве, куда перебрался из Ростова, когда почувствовал, что достиг потолка в возможности профессионального развития. Новый уровень можно было пощупать только в Белокаменной, максимум еще в Питере. И уже в Москве, проработав семь лет и наработав уровень и возможности, делающие меня не столь зависимым от местоположения, я вернулся домой. Мой проект, «Сделано у нас», создавался в Москве, и далеко не факт, что я смог бы его запустить в Ростове.

Почему такая ситуация и почему она вряд ли скоро изменится? Мы слишком большая страна, чтобы, как в Швейцарии, все было одинаково. Слишком много разного между регионами и федеральными округами – в экономике, логистике, культуре, климате, геополитических факторах. Взять Алтай или Забайкалье – там не может быть высокоразвитой промышленности и сельского хозяйства. Просто из-за физико-географических моментов типа гористой местности и переизбытка труднодоступных мест. Там в лучшем случае может быть добыча полезных ископаемых, и то благодаря близости БАМа.

Тем не менее, рано или поздно мы перейдем к нескольким относительно равноценным и равнозначным центрам и точкам развития. Я не верю в абсолютность так называемого постиндустриального уклада. В других странах – да, но у нас, с нашим количеством населения, всегда будет оставаться значительная доля промышленности. Мы же не можем занять всех в сфере услуг, хотя она, конечно, будет количественно и качественно усиливаться. Но промышленность не в меньшей степени способна «подтягивать» альтернативные Москве центры. Взять, например, Петербург – это сейчас очень серьезный конкурент столице. И именно за счет научно-промышленного сегмента. Едешь там, что в самом Питере, что в прилегающих территориях Ленинградской области – сплошные предприятия. Казань – тоже серьезнейший кластер.

Ростов, к сожалению, пока отстает. Но у него есть потенциал, чтобы войти в этот ряд. Например, за счет открытия сейчас особой экономической зоны возле Шахт. Хотя делать-то это должны были еще лет десять назад! У нас великолепное географическое положение. Выход в море, выход в Европу, границы, климат.