05 декабря 2015, 21:10

Александр Турчинов Валентинович

Союз с Путиным против Исламского государства — это сделка с дьяволом

Комментарий Секретаря СНБО Александра Турчинова по поводу ситуции в Сирии от 4 декабря 2015 года

«Уинстон Черчилль не питал никаких иллюзий относительно военного союза с Иосифом Сталиным. «Если бы Гитлер вторгнулся в ад, я бы по крайней мере замолвил за дьявола слово в Палате общин», — сказал он однажды своему помощнику. Этот союз был основан на дружбе и доверии. Это было временное партнерство, вызванное необходимостью противостоять общему врагу. После поражения нацистской Германии истинные намерения Сталина стали понятными. Обещаний провести свободные выборы в оккупированных Советским Союзом странах соблюдено не было, поэтому следующие сорок лет Запад провел в попытках сдерживать советскую угрозу.

Об этом стоит помнить, когда мы говорим о событиях в Сирии. Вполне понятным является то, что после ужасных терактов в Париже и уничтожение российского самолета над Синайским полуостровом, западные правительства должны стремиться сформировать как можно более широкую международную коалицию, с Россией включительно, чтобы победить виновных в кровавых преступлениях. Но общая скорбь — это не общие интересы. Необходимо тщательно рассмотреть сотрудничество с Россией в борьбе с «Исламским государством» с точки зрения некоторых серьезных внешнеполитических проблем, которые она создает.

Зоны противоречия интересов России и Запада в сирийском конфликте остаются не менее значительными, чем те, в которых эти интересы совпадают. В то время как приоритетом Мероприятия является уничтожение «Исламского государства», главная цель России состоит в сохранении режима Башара аль-Асада. До сих пор большинство российских авиаударов в Сирии завдвались по целях, не связанных с «Исламским государством», в том числе по умеренных группах вроде прозападной Свободной сирийской армии, что помогает бороться с террористами на земле. Российские удары также вызвали увеличение потоков сирийских беженцев в Европу.

Президент России Владимир Путин имеет прямые интересы в Сирии, что является региональным союзником России, рынком сбыта для российского военного экспорта и базой размещения Средиземноморского военно-морского флота России. Но позиция Путина обусловлена более широкими соображениями, среди которых — желание не допустить свержения еще одного авторитарного режима под давлением требований народа. Как известно, в Украине Путин намерен противостоять волне глобальной демократической смены и ради этого готов применять насилие по отношению к другим странам. В свободе он видит угрозу своей власти и признак усиления влияния Запада. Политика России в Сирии обусловлена стратегической враждебной позицией в отношении Запада и его ценностей.

В то время как Кремль делает вид, что борется с терроризмом в Сирии, сама Россия заслуживает звание государства-спонсора терроризма. Российская агрессия против Украины унесла более 8000 жизней, в том числе в результате массового обстрела гражданских районов и убийства политических оппонентов российскими спецподразделениями и пророссийскими террористами. Именно Россия предоставила террористам зенитный ракетный комплекс «Бук», которым, по официальным данным, был сбит самолет Малайзийских авиалиний МН17, что повлекло потерю 298 невинных жизней в июле прошлого года. Более 1,5 миллиона человек в Украине стали внутренними переселенцами за незаконную российскую агрессию. Российская государство проявило готовность совершать убийства критиков режима как на своей территории, так и за рубежом с помощью террористических методов.

Тем не менее, все это не помешает России осуществлять попытки получения выгоды из войны в Сирии. Путин является мастером тактического оппортунизма. Последние две недели российские самолеты сбрасывали на Сирию бомбы с надписью «За Париж», якобы в знак солидарности. Путин позиционирует себя как друг Запада в борьбе с терроризмом, надеясь таким образом поддержать формат отношений, к которому он всегда стремился — отвержение норм международного права и прав малых государств в пользу крупных государств и принятие принципа, что сила решает все.

Россия уже ссылалась на широкий альянс против Гитлера как на прецедент для борьбы с «Исламским государством». Не следует сомневаться в том, что в качестве платы за сотрудничество Россия потребует и новую Ялтинскую конференцию. В своем недавнем выступлении в ООН Путин похвалил послевоенную соглашение, что начала раскол Европы благодаря признанию территориальных приобретений Сталина, полученных в рамках нацистско-советского пакта. Город Ялта расположен в оккупированном Россией Крыма, и является как бы горьким напоминанием того, что прошлое все еще живет с нами. Сейчас для полного завершения очередного исторического витка Путину нужно, чтобы Запад снял санкции и принял захват украинских территорий.

Запад должен трезво оценивать риски сотрудничества с Россией в вопросах Сирии и четко определить границы этого сотрудничества. Исламистский терроризм является главной угрозой, способной вызвать смерть и страдания в огромных масштабах. Его необходимо рассматривать как наиболее приоритетный вопрос. Вместе с тем, реальными долгосрочными угрозами мирному и либеральном мировом порядке остаются российский терроризм и стремление Кремля получить новую сферу влияния путем систематической дестабилизации соседних территорий, не только в Украине, но и на Кавказе, в Прибалтике, Польше и на Балканах. Цивилизованный мир должен побороть терроризм не выборочно, а во всех его формах и по всем фронтам.»

Свежие цитаты

09 февраля

15 апреля

13 апреля

Загрузить еще