09 ноября 2015, 21:25

Сергей Лавров Викторович

Мы хотим видеть Сирию по-прежнему единой, суверенной, территориально целостной страной, в которой сохранены государственные институты

Комментарий министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова во время пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Армения Э.А.Налбандяном от 9 ноября 2015 года

«Встреча по Сирии 30 октября была лишь началом очень важного, непростого и, думаю, небыстрого процесса. Впервые удалось за одним столом переговоров собрать практически всех внешних «игроков», которые так или иначе влияют на ту или иную группировку «на земле»: либо на действия правительственной армии, либо т.н. умеренной оппозиции. Немало радикальных группировок рассчитывают опираться на внешнюю поддержку, в том числе исходящую из региона, из т.н. неправительственного сектора. Все понимают, что внешние «игроки» призваны сыграть решающую роль, чтобы прекратить кровопролитие и заставить (наверное, этот глагол здесь уместен) всех сирийцев — правительство и весь спектр оппозиции – сесть договариваться друг с другом, руководствуясь, прежде всего, не своей судьбой, а судьбой и будущим своей страны, своего государства.

Безусловно, мы в Вене говорили об основополагающих принципах, на основе которых нужно двигаться вперед. Мы согласовали Заявление, в котором четко сказано, что мы хотим видеть Сирию по-прежнему единой, суверенной, территориально целостной страной, в которой сохранены государственные институты, обеспечивающие жизнедеятельность государства и нужды населения, страной, в которой законодательно гарантированы равные права всем без исключения гражданам, независимо от их этнической или конфессиональной принадлежности. Безусловно, это касается и христиан, и мусульман, независимо от того, являются ли они суннитами, шиитами или последователями какого-либо другого направления этой великой религии. Это касается друзов и многих других, кто живет в Сирии, кто жил там веками, тысячелетиями и обеспечивал плюралистический характер этого государства, напрямую связанного с историей христианства. Весь Ближний Восток является колыбелью трех великих мировых религий и должен оставаться таковым. Об этом сейчас много говорят, особенно в связи с кризисом вокруг Иерусалима.

Что касается наших дальнейших шагов, то в ближайшее время предстоит очередная встреча в расширенном формате, который, думаю, теперь будет главным, если не единственным, внешним форматом для стимулирования межсирийских переговоров – это около двадцати стран и организаций. Мы считаем необходимым добавить к списку участников, которые собирались 30 октября в Вене, Лигу Арабских Государств (ЛАГ) и Организацию Исламского Сотрудничества (ОИС), которая объединяет все исламские страны. Ее участие в этом процессе особенно важно, поскольку находится все больше желающих пытаться представить происходящее в Сирии и вокруг нее как конфликт между шиитами и суннитами. Это грубейшая провокация, которая предпринимается с очевидно негодными целями. К сожалению, на эту провокацию поддаются и даже подыгрывают ей многие лидеры, казалось бы, ответственных стран, в том числе и на Западе. В этой связи мы предложили, чтобы Генеральный секретарь ОИС И.Мадани непосредственно участвовал в этих переговорах и возвышал свой голос, чтобы не допустить подобных интерпретаций происходящего и обеспечить объединение всех наших усилий на решении главной проблемы – борьбы с терроризмом, не допустить захват террористами власти в Сирии и одновременно с этим продвигать политический процесс реформ, которые в результате будут отвечать чаяниям всех без исключения сирийцев. Вот такая двуединая задача.

В качестве практического шага, без которого едва ли можно будет рассчитывать на продуктивность очередной встречи, мы согласовали, во-первых, необходимость договориться о том, кого считать террористами, потому что на этот счет есть разные трактовки. Россия уже передала нашим партнерам свой перечень террористических организаций, как входящих в соответствующий список СБ ООН, так пока туда еще не включенных, хотя того заслуживающих. Ожидаем, что они откликнуться, и мы приступим не к голословным заявлениям, что кто-то кого-то считает террористом, хотя этот кто-то вполне умеренный, а к практическому согласованию единого списка, и тогда уже не будет возникать вопросов о том, кто по кому наносит удары и кто кого поддерживает. Во-вторых, нам также нужен список политической оппозиции, которая готова на платформе, закрепленной в решениях СБ ООН, в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г., вести переговоры с правительством и достигать взаимного согласия, как это записано в упомянутых мной документах.

В известной степени перед следующей нашей встречей стоит достаточно прагматичная задача – договориться о двух списках. С другой стороны, ее внешняя простота обманчива, потому что целый ряд наших партнеров по-прежнему пытаются увильнуть от конкретной работы, от переговоров и ограничить все дело абстрактными призывами о том, что необходимо, чтобы Президент Б.Асад ушел в отставку, и тогда все вопросы в Сирии решатся сами по себе. Это упрощенный подход, который уводит нас в сторону от работы, которая может принести результаты».

Свежие цитаты

09 февраля

15 апреля

13 апреля

Загрузить еще